Не уроком единымЧто в имидже тебе моем…
Формирование позитивного образа
педагога
Ребячий
гомон на всех этажах, словно в растревоженном улье. И вдруг заливистая трель
звонка – и тишина, мудрая, сосредоточенная… Школьное утро, ставшее таким
привычным за 34 года моего учительства. Кажется все – как всегда. А ведь нет.
Какое-то особое настроение вошло сегодня в школу.
Это
осень зазвенела детскими голосами, первыми уроками, летними улыбками и большими
надеждами.
Еще
один учебный год в моей жизни набирает свои темпы. Все только начинается, и в
то же время многое продолжается.
И
вот я сама учитель. Прошел первый год моей работы в школе. Все мои тревоги и
волнения позади. Теперь я смело могу сказать – я нахожусь в кругу своих
единомышленников.
Я
поняла, что только в кино да в «Ералаше» урок начинается словами «Сидоров, к
доске!» и заканчивается звонком, прерывающим монотонный ответ скучающего у
доски ученика. На настоящем уроке должно быть по-другому. Важно только найти
свою изюминку. А где набраться «изюма» на все уроки в учебном году?
Сегодня,
имея за плечами 34-летний опыт работы, могу утверждать: чтобы быть хорошим,
интересным учителем, надо ощущать себя не урокодателем, а творцом урока.
Выстраиваем сюжет и композицию: завязка – развитие действия – кульминация –
развязка. Проблема – поиск решения – полученный результат – планы на следующий
урок. В поиске истины не бывает однообразия.
Нестандартные
формы урока сегодня проводят все. Уроки-суды, концерты, путешествия, спектакли,
творческие мастерские – чем не разнообразие.
Главное,
чтобы форма не затмила содержание.
Для
меня бесконечным источником нестандартных форм проведения уроков является
телевидение. На уроке скандальное «Пусть говорят» превращается в серьезный
диспут по драматургии Островского. Идея передачи «Кто умнее пятиклассника»
помогает в проведении контрольных уроков для 5-и, 6-и и даже 9-и классников.
Даже обычное правило может превратиться в рецепт «Смака», а отвечающий в Ивана
Урганта.
Я
думаю, что о профессионализме учителя, его имидже говорят многие факторы:
интеллигентность, педагогическое мастерство, любовь к детям, внимание,
терпение, в том числе и умелое использование голосовых возможностей, и умение
принести свои извинения за несдержанность. «Все хорошо в меру» - хорошее
древнее изречение. Оно актуально для меня по сей день. А улыбка учителя, его
доброе отношение к детям не дадут урокам быть однообразными.
По-разному
складываются учительские биографии. Но есть главный секрет профессии педагога –
умей отдать себя детям. Профессия по-разному воздействует на человеческую
личность. Она может приглушить, затушевать его индивидуальность, наложить
печать шаблона на его мысли, чувства, поступки. Но она может и выявить
своеобразие его личности, раскрыть его творческие возможности.
У
каждого учителя своя философия воспитания и обучения, которая заключается в
совместном с детьми поиске ценностей, норм и законов жизни. И эти поиски,
нормы, законы жизни имели место на уроке литературы в 11 классе. Тема «Опыт
сравнительной характеристики литературных героев: Л.И. Чичиков и О. Бендер».
И
11-ки, вступающие в новую, самостоятельную жизнь, вправе делать свои выводы,
выражать свою жизненную позицию, быть максималистами… (Из выступлений
учащихся).
§ Можно
только позавидовать силе воли и упорству этих героев. Ведь сколько раз им
приходилось все начинать с нуля, часто они оказывались совершенно без денег,
без работы.
§ Герои
откровенно симпатичны, когда мы видим Бендера с отцом Федором, а Чичикова –
рядом с Плюшкиным. Особенно привлекательны их оптимизм, какая-то удивительная
легкость характера, способность замечать карикатурное.
§ Мы
видим очень умных людей, которые решили во что бы то ни стало изменить свою
судьбу к лучшему. Проблема в том, как они это делали…
Что
же, это мнение учеников, и оно имеет право на существование. Допустима ли такая
ситуация разночтения, а лучше разнопонимания, в нашей повседневной учительской
практике? На том уроке мы так и не пришли к общему согласию. Так ли это уж
важно?..
Да,
жизнь все-таки мудрая штука. Выше закона – любовь, выше права – милосердие,
выше справедливости – прощение, выше учителя – только учитель.
Так
из чего же складывается позитивный образ учителя?
· Из
уровня воспитанности класса? Но этот процесс не сиюминутный. И его трудно
измерить.
· Может
быть из уровня обученности?.. Ведь цель литературного образования (если в двух
словах) – это эстетическое и нравственное развитие личности. Можно ли измерить
этот результат?
· Из
учительской зарплаты? Но она ведь ничтожно мала.
· Из
терпения, педагогического мастерства, любви к детям, творческого созидания,
учительского профессионализма. Это безусловно!
· А
еще из тех уроков, которые являются для учащихся уроками жизни, формируют
характер, мировоззрение, лучшие гражданские качества.
· На
мой взгляд, для формирования привлекательного имиджа педагога нужно прежде
всего сделать две вещи. Платить ему достойную зарплату и создать в обществе
атмосферу уважения к учителю, чтобы прекратилось нагнетание негатива, которого
так много в последнее время и на телеэкранах, и на страницах некоторых газет.
Нужны статьи, репортажи, рассказы об учителе как о значимой, положительной
фигуре.
Как
известно, 2010 год впервые в нашей стране объявлен Годом учителя. «Подвижник» -
этим красивым и гордым словом называли тех педагогов, кто в самое нелегкое
время нес свои знания питомцам. В этом слове в свою очередь слились два других:
«подвиг» и «движение». Подвиг тех, кто отдавал детям свое сердце, и движение по
непростому, тернистому пути постижения истины.
Давно,
еще будучи студенткой, я работала экскурсоводом в доме – музее А.П. Чехова на
острове Сахалин. И прочитала в дневнике Антона Павловича удивительные слова о
всех нас, учителях: «Если бы вы знали, как России необходим хороший, умный,
образованный учитель. У нас в России учителя необходимо поставить в какие-то
особенные условия. И это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без
широкого образования народа государство развалится… А.П. Чехов
И
ему ответили: «Ключевая роль в школе принадлежит учителю; и нам необходимо
разработать систему моральных и материальных стимулов, чтобы сохранить в школах
лучших педагогов… Мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в
обществе». Дмитрий Анатольевич Медведев
Это
перекличка через столетие, этот диалог двух русских интеллигентов нас всех ко
многому обязывает.
Хочется
верить, что свои обязанности по отношению к учительству будет помнить и наше
правительство.
Дорогие мои коллеги!
Пусть
как можно чаще радуют нас дети своими успехами, пусть будет у нас больше
счастливых минут, пусть в наших домах навсегда поселятся любовь, благополучие.
С праздником!
С Днем учителя!
Тур Любовь Ивановна,
Заслуженный учитель
РФ,
учитель русского
языка
и литературы СОШ №1 |