Что в имидже тебе моем…
Формирование позитивного образа педагога
Ребячий гомон на всех этажах, словно в растревоженном улье. И вдруг заливистая трель звонка – и тишина, мудрая, сосредоточенная… Школьное утро, ставшее таким привычным за 34 года моего учительства. Кажется все – как всегда. А ведь нет. Какое-то особое настроение вошло сегодня в школу.
Это осень зазвенела детскими голосами, первыми уроками, летними улыбками и большими надеждами.
Еще один учебный год в моей жизни набирает свои темпы. Все только начинается, и в то же время многое продолжается.
И вот я сама учитель. Прошел первый год моей работы в школе. Все мои тревоги и волнения позади. Теперь я смело могу сказать – я нахожусь в кругу своих единомышленников.
Я поняла, что только в кино да в «Ералаше» урок начинается словами «Сидоров, к доске!» и заканчивается звонком, прерывающим монотонный ответ скучающего у доски ученика. На настоящем уроке должно быть по-другому. Важно только найти свою изюминку. А где набраться «изюма» на все уроки в учебном году?
Сегодня, имея за плечами 34-летний опыт работы, могу утверждать: чтобы быть хорошим, интересным учителем, надо ощущать себя не урокодателем, а творцом урока. Выстраиваем сюжет и композицию: завязка – развитие действия – кульминация – развязка. Проблема – поиск решения – полученный результат – планы на следующий урок. В поиске истины не бывает однообразия.
Нестандартные формы урока сегодня проводят все. Уроки-суды, концерты, путешествия, спектакли, творческие мастерские – чем не разнообразие.
Главное, чтобы форма не затмила содержание.
Для меня бесконечным источником нестандартных форм проведения уроков является телевидение. На уроке скандальное «Пусть говорят» превращается в серьезный диспут по драматургии Островского. Идея передачи «Кто умнее пятиклассника» помогает в проведении контрольных уроков для 5-и, 6-и и даже 9-и классников. Даже обычное правило может превратиться в рецепт «Смака», а отвечающий в Ивана Урганта.
Я думаю, что о профессионализме учителя, его имидже говорят многие факторы: интеллигентность, педагогическое мастерство, любовь к детям, внимание, терпение, в том числе и умелое использование голосовых возможностей, и умение принести свои извинения за несдержанность. «Все хорошо в меру» - хорошее древнее изречение. Оно актуально для меня по сей день. А улыбка учителя, его доброе отношение к детям не дадут урокам быть однообразными.
По-разному складываются учительские биографии. Но есть главный секрет профессии педагога – умей отдать себя детям. Профессия по-разному воздействует на человеческую личность. Она может приглушить, затушевать его индивидуальность, наложить печать шаблона на его мысли, чувства, поступки. Но она может и выявить своеобразие его личности, раскрыть его творческие возможности.
У каждого учителя своя философия воспитания и обучения, которая заключается в совместном с детьми поиске ценностей, норм и законов жизни. И эти поиски, нормы, законы жизни имели место на уроке литературы в 11 классе. Тема «Опыт сравнительной характеристики литературных героев: Л.И. Чичиков и О. Бендер».
И 11-ки, вступающие в новую, самостоятельную жизнь, вправе делать свои выводы, выражать свою жизненную позицию, быть максималистами… (Из выступлений учащихся).
§ Можно только позавидовать силе воли и упорству этих героев. Ведь сколько раз им приходилось все начинать с нуля, часто они оказывались совершенно без денег, без работы.
§ Герои откровенно симпатичны, когда мы видим Бендера с отцом Федором, а Чичикова – рядом с Плюшкиным. Особенно привлекательны их оптимизм, какая-то удивительная легкость характера, способность замечать карикатурное.
§ Мы видим очень умных людей, которые решили во что бы то ни стало изменить свою судьбу к лучшему. Проблема в том, как они это делали…
Что же, это мнение учеников, и оно имеет право на существование. Допустима ли такая ситуация разночтения, а лучше разнопонимания, в нашей повседневной учительской практике? На том уроке мы так и не пришли к общему согласию. Так ли это уж важно?..
Да, жизнь все-таки мудрая штука. Выше закона – любовь, выше права – милосердие, выше справедливости – прощение, выше учителя – только учитель.
Так из чего же складывается позитивный образ учителя?
· Из уровня воспитанности класса? Но этот процесс не сиюминутный. И его трудно измерить.
· Может быть из уровня обученности?.. Ведь цель литературного образования (если в двух словах) – это эстетическое и нравственное развитие личности. Можно ли измерить этот результат?
· Из учительской зарплаты? Но она ведь ничтожно мала.
· Из терпения, педагогического мастерства, любви к детям, творческого созидания, учительского профессионализма. Это безусловно!
· А еще из тех уроков, которые являются для учащихся уроками жизни, формируют характер, мировоззрение, лучшие гражданские качества.
· На мой взгляд, для формирования привлекательного имиджа педагога нужно прежде всего сделать две вещи. Платить ему достойную зарплату и создать в обществе атмосферу уважения к учителю, чтобы прекратилось нагнетание негатива, которого так много в последнее время и на телеэкранах, и на страницах некоторых газет. Нужны статьи, репортажи, рассказы об учителе как о значимой, положительной фигуре.
Как известно, 2010 год впервые в нашей стране объявлен Годом учителя. «Подвижник» - этим красивым и гордым словом называли тех педагогов, кто в самое нелегкое время нес свои знания питомцам. В этом слове в свою очередь слились два других: «подвиг» и «движение». Подвиг тех, кто отдавал детям свое сердце, и движение по непростому, тернистому пути постижения истины.
Давно, еще будучи студенткой, я работала экскурсоводом в доме – музее А.П. Чехова на острове Сахалин. И прочитала в дневнике Антона Павловича удивительные слова о всех нас, учителях: «Если бы вы знали, как России необходим хороший, умный, образованный учитель. У нас в России учителя необходимо поставить в какие-то особенные условия. И это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится… А.П. Чехов
И ему ответили: «Ключевая роль в школе принадлежит учителю; и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов, чтобы сохранить в школах лучших педагогов… Мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе». Дмитрий Анатольевич Медведев
Это перекличка через столетие, этот диалог двух русских интеллигентов нас всех ко многому обязывает.
Хочется верить, что свои обязанности по отношению к учительству будет помнить и наше правительство.
Дорогие мои коллеги!
Пусть как можно чаще радуют нас дети своими успехами, пусть будет у нас больше счастливых минут, пусть в наших домах навсегда поселятся любовь, благополучие.
С праздником!
С Днем учителя!
Тур Любовь Ивановна,
Заслуженный учитель РФ,
учитель русского языка
и литературы СОШ №1